Товарная биржа



style="display:inline-block;width:120px;height:600px"
data-ad-client="ca-pub-2387709639621067"
data-ad-slot="3862524761">

You have not viewed any product yet. Open store.
Ваш WordPress будет продавать на автомате!
Skype Me™!

Тубинская хроника

/ Исторический обзор /

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРЕДЫСТОРИЯ

 Нельзя объять необъятное – втиснуть в короткий обзор историческую хронику  событий на отдельно взятой территории. В то же время рука не поднимается разорвать цепь важных событий  и выбросить наиболее слабые звенья. За каждым из них скрываются  дни, годы и даже эпохи  полнокровной и драматической реальности: жизни, как таковой. И наш субъективный взгляд, направленный в ретроспективную даль, вряд ли способен  разглядеть эту быль, воссоздать  ее в целости. Тем более  расценить отдельные ее части по степени их значимости. Однако,историк должен быть бесстрастен. И нам придется  вычленить из этого необъятного целого только затейливую канву событий.

30-40 тысяч лет назад. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Палеолит / древнекаменный век/.

Гипотетически первобытный предок человека –неандерталец –  мог обосновать свое стойбище в гротах и пещерах притубинских гор свыше ста

тысяч лет тому назад. Быстрый в движениях, прямоходящий, с сильными , развитыми руками, в одеждах из шкур убитых им животных, он перемещался с юго-западной стороны в Присаянье. Держался общинами. Обогревался огнем. Пользовался камнем и костью для самообороны и добычи пищи. Именно таким  обнаружили палеантропа – неандертальца  археологи, исследовавшие самую древнюю в Хакасии /34000 лет тому назад/ палеолитическую стоянку Малая Сыя на берегу реки Белый Июс. За тысячи лет эволюции он обрел дар примитивной речи, навыки строителя, охотника, рыболова. Выработал правила общинного поведения И, как полагают ученые, тем самым обрел право уважительно называться «человеком разумным».

                Тубинский ландшафт эпохи палеолита был представлен широченной поймой многоводной  горно-степной реки. Засушливые короткие лета сменялись ветряными холодными зимами. Растительность степей и предгорий преимущественно кустарнико-травянистая. Есть и леса.  Развиты куэстовые формы рельефа, с «каменными реками» курумов. Острова с галечно-валунными  косами.

                Река изобилует рыбой. Степи населены северным оленем, зубром, лошадью, ослом, шерстистым носорогом и мамонтом, зайцем. В горных скалах поселились архары, пещерные гиены.

                Отступающие ледники сартанского периода эпохи оледенения / 30 – 40 тыс. лет назад/ способствовали расширению на территории Сибири зоны с теплым климатом, наступающим из Центральной Азии. И вместе с ним обновление ландшафта: тайга все более уходит на север, развиваются степи,  лесостепи  и полупустыни с песчанисто-каменными формами рельефа.

                Изменение климата влияет и на миграционную скорость заселения территорий.В течение трех последних тысячелетий до н. э. на террасах  Тубинской поймы человек оставил многочисленные свидетельства своего пребывания. Наука отмечает несколько периодов жизнедеятельности в неолите, энеолите, бронзовом и железном веках. Вещественные свидетельства наслоения разных культур этого времени мы и сегодня можем наблюдать воочию: курганные могильники, наскальные писаницы, каменные ограды – они обрамляют современную Тубинскую пойму, как молчаливые стражи безвозвратно ушедших эпох. И только археологическая наука, умеющая заглянуть в глубину эпох, может приоткрыть картины жизни  того или иного времени.

Конец III – начало II тысячелетия            ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Энеолит. Бронзовый век.

Афанасьевская культура.

 Её представители выглядели как «длинноголовые» европеоиды. Они обладали навыками охотников и рыбаков, однако, преимущественно занимались скотоводством и земледелием. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. У них обнаружены первые медные изделия: ножички, иглы, крючки, серпы, песты, наконечники стрел и др. / Могильники Тесь –I – III /.Погребальные сооружения в виде округлых оград 5 – 12 м. и высотой до 1 м.

Ограды из вкопанных вертикально в землю плит, либо положенных друг на друга камней. Четырехугольные могильные ямы глубиной до1-1,5м, перекрытые длинными бревнами и землёй до 2-3м. Сверху облицованы плитами. Покойных укладывали на спину, головой на запад, лицом к восходу солнца.

                Афанасьевцы представляли первую раннеметаллическую культуру. Они научились изготовлять металлические орудия труда и предметы быта. Вместе со скотоводством и земледелием появляется ремесленничество. Община занимается комплексным трудом.

Конец II – начало I тысячелетия                ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Бронзовый век.

Карасукская культура. / XIII-VIII век, 1300 –800 лет до н. э. /

 Представители этой культуры были европеоидного же, но «круглоголового» антропологического облика, с незначительной монголоидной примесью. Они жили в постоянных селениях, в домах каркасного типа, углубленных в землю, обложенных каменными плитами.  В центре жилища разводили очаг, вдоль стен располагали нары. Разводили овец, лошадей, верблюдов, рогатый скот. Широко применяли колесный транспорт, даже колесницы. Очевидно, имелось и земледелие.

                В трех км южнее с. Тесь, под горой Егорьевской  обследован могильник Тесь- I карасукской культуры. Десять раскопанных курганов / из 25 / открыли 14 каменных оград и 13 могил.   Места погребения с квадратными  и округлыми оградами из вкопанных вертикально плит. Могилы глубиной до 1м, перекрытые жердями, или каменными плитами. Хоронили по одному человеку в ящиках из тонких каменных плит, либо в деревянных срубах и грунтовых могилах. Покойных укладывали на спине или левом боку в вытянутом положении, либо со слегка подогнутыми ногами. Головой на С-В. и В. В ноги клали куски мяса и один-два сосуда.

                Сосуды, бляшки, пронизки, бронзовые ножи, найденные здесь – мертвые свидетели культуры  конца бронзового века.

 

I тысячелетие  ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Ранний железный век.

Тагарская культура./ VIII- VII – II век до н. э. /

  Особо выделим носителей этой культуры. Они имели тот же европеоидный облик, жили в деревнях из рубленных деревянных изб, разводили мясомолочный скот и занимались земледелием. Однако, именно земледелие становиться для них главным, и даже приобретает  ирригационную форму. Пашни они обрабатывают плугом, а зерно протирают продуктивной ручной мельницей с круглыми каменными жерновами. Ирригационная особенность земледелия требовала больших физических затрат на сооружение оросительных каналов. Здесь использовался труд рабов. Из этого разделения труда возникают условия расслоения населения на бедных и зажиточных, т. е. первые предпосылки государственности.

                Некоторые исследователи выделяют культуру тагарцев в некую скифо-сибирскую культурно-историческую общность, придавая ей особенное значение. Значение прародителей современного этноса юга края.

                Тагарцы представлены угро – самоди-кетоязычными этническими группами. Они получили общее имя « динлины «, извлеченное из древних китайских хроник. Эти хроники называли их культуру « Динлин-го», воспринимая ее всерьез, как государственное образование..

Скотоводство, землепашество, ирригационное земледелие, ремесла. Среди последних-

рудознатство и черная металлургия, камнетесание и кузнечество. Обрядовые традиции с возведением  каменных гробниц и внушительных курганных могильников.

                Тесинский археологический район включает в себя ряд очевидных свидетельств тагарской культуры. Курганный могильник Ильинская гора баиновского этапа тагарской культуры / 700-600 лет до н.э./ в 5км юго-зап. с. Тесь. Три  курганных могильника подгорновского этапа тагарской культуры / 600-500 лет до н.э. / у подножия г. Георгиевская юго-западнее с. Тесь. И курганный могильник Тесь- V тесинского этапа тагарской культуры / 200-100 лет до н.э./ в 6км южнее с. Тесь по дороге на Малую Иню. Эти молчаливые свидетели  не являются вовсе немыми. Они рассказали о погребенных здесь поколениях немало существенного. Ограды. Отдельные могилы. Могильные ящики. С собою в мир иной погребенным ритуально клали инвентарь: сосуды , ножи, шилья, кинжалы. Надевали украшения в виде браслетов, бляшек, бус и пронизок, а также амулеты, например, в виде зуба кабарги.

В могильниках найдены кости овцы, лошади, коровы. Курганный могильник Тесь – VI диаметром 45м , высотой 5м скрывал под толщей веков яму с тыном и срубом, перекрытую бревнами и берестой. Здесь было погребено сто человек. Черепа их обмазаны глиной, некоторые покрыты масками. Железный топор, сосуды для пищи, кинжалы и ножи крючки, бляшки, зеркала, золотые серьги, глиняные фигурки животных, изделия из бересты, кожи и дерева.

По всему этому можно достаточно приближенно вообразить образ жизни древних поселенцев Тубинской поймы на склоне последнего тысячелетия до н.э.

                Неумолимая канва событий ведет нас далее.

 

201 год– 40лет  ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Железный век

Южная  Сибирь –провинция государства гуннов.

 

                На склоне последнего тысячелетия до н.э. носителей тагарской культуры – динлинов – постигло разрушительное зло –нашествие племени гуннов, вторгшегося из Центральной Азии.

Войска под предводительством Маодуня, шаньюя, говорившего на неведомом современной науке языке, неизвестного же и этноса, жестоко покорили тагарцев и разрушили их уклад жизни.

                Гунны не переселялись в Сибирь. Пытаясь закрепиться здесь в виде военных наместничеств, гуннские шаньюи  учреждали и строили силами местного населения городки – крепости, обеспечивавшие им феодальное владение землей, недрами и водами. Вводя свои законы, они разделили разно этническое смешанное население по территориальному признаку на десатки, сотни, тысячи, десятки тысяч. Такова была их военно-территориальная система устройства государства. Она вызывала недовольство и восстания коренного населения.

                Городков-крепостей гуннского наместника  притубинская земля не сохранила, либо не знала вовсе. Да и вся полуторовековая история гуннского нашествия  не оставила здесь культурно-исторических следов и памятников.

 

.               I век до н.э. – V век н.э.    ДО НАШЕЙ ЭРЫ – НАША ЭРА. Железный век I

Таштыкская культура.

 

                Она представляется, как объединение культур, оставшихся после ухода гуннов этнических групп / динлинов /, с культурами тюрко-язычных племен гяньгуней / кыргызов / и алтайских тюрков, проникших в южную Сибирь через Саянский хребет из пределов Больших озер / Центральная Азия. /.

                На террасах Тубинской поймы таштыкская культура археологически зафиксирована Ильинским могильником, в 5км юго-западнее с. Тесь, на склоне г. Ильинская, и могильником Георгиевская – I  на склоне г. Георгиевская / Егорьевская /. Склеп, поминальники, могилы со срубами , покрытые бревнами, с берестяным полом. Трупы либо мумифицировали ,либо сжигали, помещая пепел в горшок, или берестяной короб. Помещали в могилах сосуды и кости животных .

                Науке известно, что таштыкцы вели комплексное хозяйство: занимались и скотоводством, и земледелием, и охотой, и рыболовством. А также литейным и кузнечным делом.

                Нет нужды повторять, что открытые и исследованные могильники таштыкской культуры вблизи современного села Тесь говорят об обитаемости притубинской земли в конце последнего тысячелетия до н.э.  40 лет до н.э. – 500 лет н.э.

НАША ЭРА. История древних хакасов.

                Итак, гяньгуни – кыргызы  окончательно пришли в Присаянье , как на свою новую родину за сорок лет до н.э. И смешались здесь с остатками тагарцев – динлинов. Исторические источники династических хроник / Тайшу / свидетельствуют, что государство Хагас / Хакас /, находившееся  в 600 – 1300 годах в Хакасско- Минусинской котловине,  ” есть древнее государство Гяньгунь». Гяньгуни – кыргызы , этническая группа, принесла на притубинскую землю новый язык тюрко-языковой семьи, и заняла руководящее положение среди всех местных этнических групп. А затем обрела аристократическое положение. Трехязычие / угро-самоди – тюрко / создало предпосылки для формирования новой – единой! – этнической общности древних хакасов /кыргызов /. Завершение этого чрезвычайно сложного исторического процесса пришлось на 400-500 годы нашей эры.

 

600 – 1200 лет НАШЕЙ ЭРЫ.

Феодальное государство древних хакасов./ кыргызов /.

 

                В основном они имели европеоидный антропологический облик: белую кожу, рыжие  волосы, голубые глаза. Немало было  людей  и с темным обликом, с чертами монголоидности, о чем свидетельствуют некоторые погребальные маски.

Занимались скотоводством и пашенным земледелием. Крестьяне жили деревнями, строили деревянные избы с гранями,  подобно юртам. Либо полуземлянки. В эпоху древних хакасов появляются первые в Сибири города, деревянные в своей основе, но и с каменными постройками из глинобитных блоков, сырцового кирпича и самана.  Однако, скорее всего они должны быть отнесены к эпохе гуннского нашествия.

                Несколько археологических открытий на притубинской земле делают нас, живущих сегодня, наследниками таштыкской культуры. В 5 км юго-западнее с. Тесь, на склоне г. Ильинская, раскопан могильник, так и названный – Ильинская. 140 ямок и поминальник.

Могилы со срубами, пол берестяной. Сосуды, кости животных. Георгиевская –I – могильникна склоне г. Георгиевская. Склеп и поминальник.Раскопано 50 кв. м. поминальника, 10 ямок.Сосуды и кости животных.

Георгиевская писаница железного века / средневековья / на левом берегу р.Тубы. Рисунки на г. Георгиевская в технике выбивки. Фигуры людей и животных  / лосей, косуль, лошадей, быков /. Ильинская писаница бронзового века – средневековья на левом берегу р. Тубы. Рисунки на южном склоне г. Ильинская выполнены в технике выбивки, гравировки. Фигуры людей и животных.

                Крестьяне одевались в одежды из овчины и самодельных шерстяных тканей.

Развивали пахотное земледелие с применением сохи с железным сошником. Увеличивалась сеть оросительных каналов. Утвердилось придомное содержание скота, свиноводство и куроводство,табунное коневодство, разведение коз, овец и верблюдов. Использовался труд рабов из числа военнопленных .

                 Итак, в пределах Хакасско Минусинской котловины постепенно оформилось второе  / после Динлин го / самобытное  государство  – государство древних хакасов, возглавляемое выходцами из небольшого, но знатного рода кыргызов.

 

                Довольно часто оно приходило в упадок из-за слабости политического единства енисейских племен. В разные века оказывали свое инородное влияние то наместники китайского императора, то орхонские / монгольские /  ханы, то уйгуры, много раз приходившие войной на енисейские племена. Новые претенденты на господство в Срединной Азии – кидане, или кытаи. Но наиболее страшный, разрушительный удар кыргызам был нанесен новым нашествием монголов – армиями Чингиз-хана.

                Подчеркнем еще раз: за почти тысячелетнюю историю енисейских кыргызов сложилось крупное феодальное государство с разно этническим населением численностью до 2 миллионов человек. « По осознании своего родства и единства» под именем « хакас» народность составляла сложившуюся культурно-историческую общность.

 

1207 год. НАША ЭРА.

Экспансия молодой державы монголов против енисейских кыргызов.

 

                Монгольский курултай 1206 года был началом похода чингизидов на Саянское нагорье. Во главе его стоял старший сын Чингиз-хана опытнейший воин Джучи.  К 1209 году он покорил  енисейских кыргызов без особого сопротивления. В 1218 году, когда Чингиз-хан воевал против Хорезма, кыргызы восстали  в тылу его армий. И  жестокий Джучи во главе карательной экспедиции подавил восстание. Новое восстание поднято в 1254  году,  во время избрания на монгольский престол Чингиза Мункэ-хана. На подавление восстания было двинуто 20000 воинов. Сопротивление продолжалось до 1270 года. Но и сломленные кыргызы представляли немалую опасность. В 1293 году на некогда плодородную котловину обрушился последний карательный удар, огнем и мечом опустошивший этот край.

Хубилай-хан приказал вывести часть непокорных кыргызов в Маньчжурию, в область На-Янь. На опустошенную территорию древние монголы более столетия переселяли монголоязычное и инородное население. Воссоздавали ремесленные города и земледельческие деревни.

                Немногочисленные оставшиеся аборигенские  поселения не могли сохранить культуру целого народа. Жизнь замерла на несколько столетий. Заросли пашни. Стерлись с лица земли  следы достижений древних хакасов, известных в истории под понятием « кыргыз». На  XV –XVI  века археологические и исторические источники отсутствуют – темное время. Именно такое положение здешней земли описывают первые русские документы начала XVII века.

 

XVII век.

Предыстория заселения русскими колонистами приенисейского края.

 

                Первые русские документы свидетельствуют: « Киргизская де землица кочевая, жывут в ызбах полстянных, а ходят в шубах и зипунах, а едят рыбу и зверь бьют, а бой у них лучной.

Лошадей и коров и овец много, хлеба не сеют,  и не родитца. А сен де на скот не готовят. К зиме сен ставить на лошади и на рогатый скот негде». И это  – свидетельство значительного упадка некогда развитого государства кыргызов. Русские служилые люди нашли их кочевыми, забывшими пашенное земледелие, охотниками и рыболовами. Ремесла остались кузнечные да гончарные. Реже встречались мастера, которые « из серебра узды делают и по железу набивают добре много». Да и численность их называют до трехсот человек, а численность кыштымов / данников / до двух тысяч.

                Но за два «темных» столетия остатки енисейских кыргызов, угнетенных и разобщенных, утративших письменность, торговые отношения и  общую культуру этноса, сохранили лишь признаки феодальной устроенности территории. Зависимость от монгольских алтын-ханов и джунгарских хун-тайчжи, Княжеское деление земли. Родо-племенную структуру управления на местах.

                Например, в начале XVII века енисейские кыргызы подчинялись алтын-хану Кункачею, державшему ставку вблизи оз. Убса-нур / территория Тывы /. Зависимость заключалась в уплате дани в виде ясака по 10 соболей с человека, 10 частей от поголовья скота, подвод и фуража.

Кроме того, мужчины кыргызы обязаны были участвовать в военных стычках и звериных облавах. Вся «Кыргызска земля» захватывала Хакасско- Минусинскую котловину и Среднее Причулымье. На этой территории обитало три княжества: Алтысарское, Езерское, Алтырское.

Любопытно, что историки так и не определили родовую принадлежность так называемых «тубинцев», относя их то к четвертому княжеству, то к кыштымам /данникам /. Это воинственное племя, кочевавшее вдоль Упсы / Тубы / и ее притоков, насчитывало 300-400 воинов. Русские документы в отношении этой этнической группы говорят, что « тубинцы- киргизам род и племя».

                Тюркское понятие «кыштымы, холопи вечные» энтомологи производят от слова «киш»- соболь, с игрою слов от другого понятия «хыстым»- жать, давить. Тубинцы, будучи кыштымами алтын-хана, регулярно собирали ясак с племен, обитавших на Кане и Уде.

                Княжества делились на улусы, а улусы на роды. Улус объединял несколько родов во главе с самым богатым «улусным мужиком». Роды кочевали на своих постоянных угодьях в пределах 5 – 8 км. У тубинцев, кроме того, были и пашни. Вместо подписей пользовались «знаменами», т.е. родовыми знаками. Однако, история сохранила и имена тубинских князцов интересующего нас времени: Коян, Сойт, Сеитка, Базырбай, Точи, Унгур.

                Россия стала стремительно расширять свои владения на восток. Русская казна, опустевшая в затяжной  Ливонской войне, требовала пополнения. Легендарные слухи, идущие с востока, будоражили воображение несметными рыбными богатствами, «мягкой рухлядью» тайги, приисками черных, цветных и драгоценных металлов…Но сибирские  территории числились в «немирных землицах».

                Славу не мирных людей сибирские племена заслужили, защищая свои земли  и свободу от набегов воинственных инородцев. Они много раз были разорены, унижены, угнаны в рабство. Проходили века,  прежде чем оставшиеся соплеменники залечивали раны  и обретали новые силы. И не было конца кровавому переделу мира. Не однажды враждующие стороны искали защиты у сильных империй, в том числе и у русского царя.

                Не однажды и русский двор простирал свои интересы на сибирские просторы. Силою дружины  Ермака воевал с Кучумом, возводил острожные форпосты в «немирных землицах». Кстати, проводил политику мирного присоединения новых земель к государству Российскому.

Воеводам внушал:» тамошних землиц людей, которые наперед сего были государю непослушны, под государьскую высокую руку призывать ласкою; а велеть говорить новых земель людям, чтобы они великому государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии служили и прямили и ясак с себя давали, а великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии, царское величество, их своим царским жалованием пожалует и велит их держать в своем царском милостивом призрении, и от иных землиц велит оберегать их во всем».

                Так для «приискания новых земель и объясачивания инородцев» русские воеводы со служилыми людьми и явились на Енисей.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА ТЕСЬ.

 

                Краеведы определили дату возникновения сибирского села Тесь 1640-м годом. Попытаемся проанализировать эту дату, сверяя ее с общей картиной колонизации русскими насельниками приенисейского края.

                В 1619 году был поставлен Енисейский острог  – главные ворота в Восточную Сибирь.

В 1628 году возник Красноярский острог, ставший символом присутствия русских на среднем Енисее. В 1635 году в Красноярске числилось значительное количество крестьян, посылаемых сюда , в основном, в виде ссыльных, которых « садили на пашню». И служилые люди, не довольствуясь государевым хлебом, обзаводились собственной пашней.

Так появляются первые деревни под Красноярском. В 1632-33гг. появилась первая  из красноярских  деревень – Есаулова. В 1640г. упоминаются деревни Частоостровская, Бугачевская. В 1643-47гг. положено начало деревне Бузимской.

                Первые деревенские крестьяне работали на пашнях под охраной служилых людей, да и деревеньки напоминали маленькие остроги, укрепленные сторожевыми башнями, иногда с артиллерией. Мыслимо ли было в эти годы вдали от хорошо укрепленного острога содержать пашню, или русский форпост иного назначения в « немирной землице» Тубинского княжества?

                Острожные гарнизоны в первые годы своего существования жили тревожной и тяжелой жизнью. Нападения кочевников были всегда спровоцированы надобностью платить ясак.

                Тубинская ясачная земля входила в состав Красноярского уезда. Кыштымы киргизов, подстрекаемые князцами, напали на Красноярский острог 28 июня 1628года. И тем самым положили начало многолетней тяжбе за объясаченное население.

11 августа 1634 г. «киргиские люди  собрався со многими немирными землицами: с мунгалами и с тубинцы, и с моторцы, и с точигасы» силами до тысячи человек на судах подошли к острогу и осадили его. Красноярцы выдержали осаду. Спустя два месяца набег повторился. Повторился и в 1635 году. 1636-38гг. прошли относительно спокойно. Гарнизон предпринял попытку укрепиться на Кане и на Тубе / ! /, чтобы разъеденить кыргызских и тубинских князцов. Красноярский воевода Федор Михайлович Мякинин послал в устье Тубы  служилых людей ставить острог и выделил для него сто человек годовальщиков. Но кыргызы агрессивно восприняли эту попытку и русским казакам пришлось уйти с Тубы.

В мае 1640 года тубинцы с « татаровьями» / аринами, качинцами / вновь пытались осадить Красноярский острог, но в результате только угнали скот.

                Наконец, в июле 1642 года гарнизон красноярских и томских казаков в устье р. Сыды дали сражение кочевникам / кашинцам, моторцам, бохтинцам  /, положив конец прямому сопротивлению кыргызских князей. Узнав об этом поражении,  князья дали шерть / клятву / «навечно». Борьба прекращается на долгие 25 лет.

                Именно эти 25 лет могут быть временем установления русского форпоста на Тубе. Зачем?

Подъясачное кочевое население возвращается на свои исконные территории. Контроль за сбором ясака и все тяжбы по двоеданству могут быть устранены только прямым присутствием.

Не менее важна и вторая задача : приискание новых земель, в том числе пашенных. И красноярцы уже знают о наличии таких наделов у тубинцев.Готовность и возможность

выделять средства и воинскую численность для разрешения этих задач, как мы уже убедились, у них есть.

                « Острожек зимовой», каковые,  по свидетельству историков, были разбросаны по всей Сибири  в период ее освоения и служили убежищем горсткам казаков, осваивавшим пядь за пядью новые земли, мог быть устроен и на р. Тесь, в месте удобном и укромном. Кстати, Андрей Дубенский, первый красноярский воевода, впервые поднявшись по Енисею до р. Изыр-су / Кача / , достиг именно такого « острожка зимового». Мог быть устроен, естественно, только предположение. Знаем мы и еще одно обстоятельство: ясачные сборщики действительно ходили на р. Кан , « в Тубу» и « в кыргызы». И уходили , отправляемые группами по 4-6 человек исключительно водным путем. Ходил по ясак  «в Тубу и в Моторы» пятидесятник Василий Москвитин, прибывший в красноярский острог вместе с Андреем  Дубенским, известный впоследствии землепроходец. Это было осенью 1629 года . Следовательно, такой путь из красноярского острога до Теси  был опробован.

                В 1652 году приходит сообщение об очередной монгольской экспансии. Алтын-хан Омбо-Эрдени нападает на кыргызские ставки, грабит, разоряет кочевые стойбища Минусинской котловины. Сагайцы, тубинцы, кашинцы в ужасе бегут в горы и тайгу.

В 1653 году Алтын-ханом становиться Лоуджан, сын престарелого Омбо-Эрдени, Он угрожает красноярскому острогу осадой. Однако, не решается напасть. В 1656 году Лоуджан вновь объявляется на кыргызской земле во главе 7 тысяч воинов. Разоряя ясакоплательщиков, « пошертованных» русскому царю, он шлет угрозы и сибирским острогам. И вновь не решается на осаду.

в 1663 и 1666гг. Лоуджан вновь угрожает кыргызам и  Красноярскому уезду. И лишь летом 1667 года  близ впадения р.Сизой в Енисей он был разбит калмыками и пленен со всей семьей.

                Кыргызы , оправившиеся от монгольских набегов, подчиняясь теперь калмыкам, в 1667, 1673, 1679гг. совершают дерзкие и молниеносные набеги на русские ясачные волости в Красноярском, Томском, Енисейском и Кузнецком уезде.

                Эти события,  за третью  четверть века пронесшиеся и над тубинской землей , вряд ли добавляют уверенности в становлении русского села на р. Тесь – в последнюю четверть XVII века.

Обзор составлен по материалам:

В.Я.Бутанаева, С.В. Кисилева, Э.Б. Вадецкой, Н.В.Леонтьева, Г. Быкони, Л.Безъязыкова, Л.Кызласова

 

Share this post for your friends:

Friend me:

Оставить комментарий

А ЭТО ТЕБЕ!
Новости сайта

Для расcылки введите свой E-mail:

Архивы
Наши ВКонтакте
Рубрики
Тебе, Web-master!

Наконец-то найдено комфортное, надежное и недорогое решение для профессионального ведения Ваших почтовых рассылок в Рунете - это SmartResponder.ru.

Используйте безукоризненный инструментарий, обучение и мощную поддержку клиентов для наиболее прибыльной работы!

Узнать об этом подробнее >>

Алексей Болотников
Алексей Болотников на сервере Стихи.ру
Вечером деньги, утром – стулья!
Pro100shop
Этот магазин работает на Ecwid - E-Commerce Solutions. Если Ваш браузер не поддерживает JavaScript, пожалуйста, перейдите на HTML версию