Товарная биржа



style="display:inline-block;width:120px;height:600px"
data-ad-client="ca-pub-2387709639621067"
data-ad-slot="3862524761">

You have not viewed any product yet. Open store.
Ваш WordPress будет продавать на автомате!
Skype Me™!

К истории тесинской медицины


 

Даже болезни имеют истории…Забота о здоровье населенного пункта в памяти населения – каждого пациента! – должна быть благодарной. Лечившего нас врача мы помним по имени -отчеству, клинику – по месту нахождения…Помним, но меньше, пугавшие нас диагнозы, рецепты, таблетки. К сожалению, быстротечное время стирает из памяти отдаленные события, значимые дела и волнующие подробности.

 

Историческая хроника Теси ( деревни, волостного села, современного поселка ) не может упустить историю своего здравоохранения из виду. В кратком краеведческом обзоре, составленном нашим автором, неравнодушным, творческим человеком, медицинским работником по призванию и образованию, Валентиной Михайловной Бяковой, приведены факты, даты, имена и другие важные  и интересные сведения. Надеемся, эти данные оживят забытое в памяти тесинцев, а у будущих краеведов -тягу к новым разысканиям.

Официальную медицину в 40-е годы  XIX века  в крае представляло только 16 врачей. Культурный уровень самосохранения народа был крайне низок. Один грамотный человек в средине века приходился примерно на сто безграмотных. Каждый пятый заболевший обычно умирал.

В 1853  — открыта пер­вая городская больни­ца в г. Минусинске.

В 1874 —  открыта пер­вая вольная аптека здесь же.

В 1883 году по инициативе городской общественности в г. Красноярске  была открыта бесплатная больница.

В 1886 году образовано Общество врачей Енисейской губернии.

В 1887 году здесь же открыта фельдшерская школа , ставшая первым учебным заведением

В Сибири для подготовки медицинских кадров среднего звена.

В 1902 году Общество врачей стало издавать первую в Сибири медицинскую газету ” Сибирские врачебные ведомости”.

В 1912 году состоялся первый съезд врачей Енисейской губернии.

 Немного о народной медицине

В сибирских селениях второй четверти X VIII – начала XIX веков среди коренного и пришлого населения бытовало самолечение и прибегание к помощи знахарей. И Хакасско-Минусинский край, населенный этнографической группой русских сибиряков (чалдонов ) и старожильческой общностью (хакасы ), не являлся исключением.

Традиционное  -того времени – лечение до сих пор мало исследовано. Имеется лишь  работа А.Макаренко, вышедшая в свет в1887 году “Материалы по народной медицине Ужурской волости Ачинского округа Енисейской губернии…”, в которой автор подробно освещает проблему и приводит данные по этимологии болезней с приложением сборника народно-медицинских средств той волости. На ее основе ст.научный сотрудник Лаборатории этнографии НИС ХГУ им. Н.Ф. Катанова Александр Верник в творческом содружестве с коллегами университета -историком В.В.  Бутанаевым и медиком Г.В.Чухровым – издает работу” Народная Медицина Хакасско-Минусинского края”( Абакан, 1995 ). Данный труд разносторонне рассматривает медицинскую помощь старожильческому населению всего Хакасско-Минусинского края.

Приведем из этой работы несколько тезисов, углубляющих нас в проблему народной медицины.

…” Народная медицина в крестьянской среде имела широкое распространение вплоть до начала  XX века. Этому способствовал целый ряд разнообразных причин. Прежде всего ,влияло отсутствие в регионе достаточного количества как медицинских учреждений, так и квалифицированных медицинских работников. Помощи занедужившему крестьянину ждать было особенно неоткуда, тогда как болезней, подстерегавших его , существовало великое множество. На их количество и разнообразие влияли как тяжелые условия труда,  так и бытовые условия жизни.

                Помимо того , сами старожилы обращались к врачам достаточно неохотно. Как отмечали в середине XIX века этнографические описания по Шушенской и Тесинской волостям, “…большею частью жители придерживаются по преданиям, нашептыванию на воде, вине и хлебе во всякой болезни. И никогда они не терпят лекарей, и ни за какое благополучие  не согласятся выписываемые лекарями лекарства. Всякий больной считает их ядом. И нашаптываниям старика и старухи и чем бы то ни было, и даваемые ими травы больные здесь признают вернейшимсредством к исцелению.”

                Причины такой ситуации различны. Прежде всего,  за услуги врача надо было платить , а плату за медикаменты взыскивали со всей крестьянской общины. Наверное, какое- то значение имело и недобросовестное отношение части медиков к своему делу. Например, исследователь Феликс Кон в работе “Усинский край” отмечал, что старообрядцы прячут своих детей от оспопрививания  и уклоняются от него сами .Как оказалось, медики ставили негодную, вышедшую по сроку употребления вакцину, абсолютно бесполезную и часто приносящую вред.

                Но все же основной причиной негативного отношения к профессиональной медицине являлись народные представления о происхождении болезней. Многие из них легко объяснялись естественными, видимыми причинами ( ушиб, надсада и пр. ).Другие же болезни – инфекционные, нервные, многие внутренние -осмысливались народным сознанием как наказанием Бога или его угодников, либо как результат злого действия колдунов. В этих случаях ,по мнению крестьян, врачи помочь ничем не могли, а следовательно и обращение к ним бесполезно.

Если болезнь – наказание Божье, то больного оставляли наедине с недугом, не оказывая емупрактически никакой помощи. Иначе обстояло дело, если болезнь была вызвана колдуном.

                По представлениям старожилов, колдуны (шаманы, чертознаи ) имеют сношение с дьяволом. Колдуном ( колдовкой) могут быть и мужчина, и женщина, и жители этой же деревни, и приезжие.

Отличительная черта колдунов -способность “перекидываться”,т.е. превращаться в собаку, кошку, птицу, свинью. Колдун может наслать порчу, надеть”хомут”, посадить чирьи, причинить вред скоту. Как он это делает – неизвестно, т.к. подсматривать за ним опасно для жизни. Если же колдун причинил вред, то следовало обратиться к “знатким “людям – народным медикам -профессионалам -знахарям и знахаркам.                                      

                Знахарские функции дифференцировались: мужчины -знахари специализировались на хирургии и ветеринарии, женщины-знахарки – на терапии, лечении травами и заговорами. В народном сознании понятия колдуна и знахаря четко разделяются. В отличии от колдунов, знахари никакой связи с нечистой силой не имеют. От остальных людей они отличаются лишь большими медицинскими знаниями, особенно- о магических приемах лечения болезней, которые, как правило, держались в секрете.

Передача знахарями медицинских знаний осуществлялась либо по наследству, либо по определенным признакам ( первенец в семье, богобоязнен и др.).

                Помимо профессионалов, определенным набором медицинских знаний владела каждая крестьянская семья и каждый человек в отдельности. Данные познания в сумме с медицинской практикой знахарей и знахарок в целом составляют традиционный комплекс народных методов лечения.

В общем виде его можно дифференцировать на рациональные и иррациональные ( магические ) приемы лечения, хотя в народной медицинской практике эти части трудноразделимы.

                Среди рациональных приемов главное место занимали физио и фармакотерапия В физиотерапии главным было лечение баней, которое практически всегда сочеталось с другими формами воздействия – лекарственными, физическими, психическими. Широко применялось контрастное лечение: жарко напарившись, бросались в ледяную воду , или снег. Помимо этого , практиковались прижигания, массажи, прогревания в горячем песке. Как справедливо отмечает этнограф Н.А. Миненко,”…народная физиотерапия имела в целом вполне рациональные основания и, несомненно, играла важную роль в борьбе с заболеваниями. Сопряженные с ней иррациональные компоненты также могли содействовать лечению, влияя на психику больного; такую же функцию выполняли магические приемы и формулы, употреблявшиеся при приеме лекарственных средств.”

Значительными были познания  чалдонов в фармакотерапии, особенно у знахарок. С целебными свойствами местных растений и способами их употребления русских знакомили хакасы. Видимо поэтому ассортимент лекарственных растений, употребляемых чалдонами, был чрезвычайно широк.

В народной медицине применялись листья, семена, корни, стебли различных трав и кустарников., кора и почки многих деревьев, некоторые виды мхов и грибов. Из трав приготовляли отвары. настойки, соки. Иногда лекарства растительного происхождения комбинировали со средствами животного происхождения и химическими веществами. Многие из этих средств ( например, употребления различных видов  кала, внутренностей животных, каменного масла и прочих ) были также заимствованы из хакасской народной медицины. Существовали и определенные правила сбора лекарственных средств.

В них отразились как религиозно-мистические народные воззрения и верования ( сбор трав на Иванов день, волшебная сила “ивановой росы”), так и вполне рациональные, утилитарные знания  о лекарственных свойствах и особенностях собираемых растений.

                Разнообразие лекарственных средств и способов лечения обусловливалось большим количеством болезней, поражавших старожилов. В общем виде их можно подразделить на болезни “ходячие”, имеющие массовый, часто эпидемический,  характер, и болезни ” обыкновенные.”, поражающие отдельных людей, либо более легкие по своему характеру. “

                Приведем здесь перечень названий болезней и их более чем краткую характеристику (более полная  уместна  в другом обзоре).

ЛИХОРАДКА -(кумушка. суседка, веснуха )  признавалась у чалдонов наиболее распространенной .

ОСПА ( ВОСПА) -единственным лечебным средством приданной “ходячей” болезни была баня.

СИБИРСКАЯ ЯЗВА – считалось ,что эта страшная “ходячая” болезнь приходит туда, где произнесут слова “язви-те”, ” пятнай-те”.

ГРЫЖА – крайне распространенное “обыкновенное” заболевание, возникающее “от надсады”.

ВОЛОС – так называлась тяжелая трудноопределимая костная болезнь.

НОГТОЕДКА ( НАТКОЕДКА) – панариций, распространенное у старожилов заболевание.

ЖЕЛТУНИЦА (ЖЕЛТУХА) – по представлениям чалдонов вызывалась испугом.

НУТРО- большая группа внутренних заболеваний, связанных с брюшной полостью и ее органами.

ЛОМОТА- большая группа заболеваний -простудная. поясничная. суставная…

ГЛАЗА – потеря зрения, бельма. ячмени.

УШИ – глухота и ушные боли.

ГОРЛО –  ангина, змея заползающая в рот.

ЛЕГКИЕ – воспаления, кашли, туберкулез (чахотка),

ЗУБЫ- от зубной боли практиковались самые разные заговоры.

ЦВЕТ( СВЕТ) -судорожные припадки.

ПРИТКА  – общее название группы инфекционных кожных заболеваний.

ЗОЛОТУХА – золотушные опухоли.

РОЖА  –  опухоли лица, шеи.

СЫПИ  ( ВОСЦА, ЛЕТУЧИЙ ОГОНЬ, РАСПЕРСТИЦА ) – заболевания кожи, рук

ПРИЗОРЫ – красные пятна на лице

ЛИШАЙ – заболевание кожи.

ОЖОГИ – солнечные, кипятком, огнем и др.

ОТМОРОЖЕНИЯ – болезни переохлаждения

НАРЫВЫ И ЧИРЬИ – ( ПОДПАЗУШНИК, СУЧЬЕ ВЫМЯ) – подкожные загнивания.

БОРОДАВКИ – болезненные наросты.

РАНЫ И УКУСЫ- все наружные повреждения – порезы . ссадины и т.п.

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ – испуг (переполох), уроки, призоры, сглаз, порча.

ВЫВИХИ И ПЕРЕЛОМЫ –

СОТРЯСЕНИЕ МОЗГА –

                Отдельно нужно сказать об АКУШЕРСТВЕ- помощи при родах.

Акушерские нужды в русских населенных пунктах удовлетворяли деревенские повитухи. Ими были старушки преклонного возраста, обязательно имеющие детей. В повитухах ценилось знание  лечебных средств и заговоров. Девушки , старые девы, незамужние , но имеющие детей женщины, к “бабничанью”  не допускались.

                Бабушку- повитуху допускали уже тогда, когда начнутся схватки. Сначала она правит живот, “растирает” его, если ребенок лежит неправильно, кладет на живот полотенце, окунутое в горячую воду, массирует. Женщины рожали обычно дома, иногда  – в бане. При схватках повитуха растирала живот намыленными руками. Если роды были тяжелыми, роженицу подвешивали на полотенце, продернутое под руки.

                Если такое положение не приводило к желаемому результату, повитуха клала ноги роженицы себе на плечи так, чтобы женщина находилась головой и руками вниз, и несколько раз с силой встряхивала роженицу. При ослаблении схваток бабушка заставляла  женщину брать в рот волосы, чтобы вызвать рвотный рефлекс, дуть в пустую бутылку. При рождении ребенка повитуха прощипывала плаценту.

                Считали , что про роды нельзя говорить посторонним, чтобы не помешал своим злым действием колдун, или чтобы они не были трудными. Послед ( место ) никогда не выбрасывали, его тайно закапывала в подполье повитуха, или отец ребенка. При этом место клали пуповиной вверх, чтобы ребенок выжил и рос здоровым.

Если же закопать послед вниз пуповиной, то , как считали,  ребенок обязательно умрет. Подобные  поверья имелись и у хакасов. После родов бабушка несла младенца в баню, и вела туда роженицу. В бане повитуха,  вымыв и слегка попарив младенца, мыла и парила роженицу, правила ей живот, руки, ноги. Для этого она укладывала женщину на полке на живот, массировала конечности и определенным образом  сгибала их – левую руку соединяла с правой ногой и наоборот. Затем, переложив женщину на спину, она производила массаж ее живота. Роженице обязательно делали три бани – в день родов  и в два последующих дня.”

               Прежде, чем перейти к собственно тесинской летописи событий  врачевания,

сделаем несколько общих выводов об этом в предшествующую эпоху.

“…Итак, описанные выше традиционные методы лечения,  отражают уровень и характерные особенности народно-медицинских знаний русских старожилов Хакасско-Минусинского края. Они обусловливались , прежде всего, состоянием медицнского обслуживания в регионе в XIX –  начале XX вв. Помимо этого, сильное влияние на развитие народной медицины  оказывали и социально – экономические условия жизни, тяжелый крестьянский труд на земле, а также бытовые условия. И, конечно, не в последнюю очередь на медицинские знания старожилов влияла специфика их представлений об этиологии болезней.

                Большую часть заболеваний чалдоны олицетворяли с различными мифическими существами, что проявилось в широком бытовании магических лечебных заговоров.

                В заговорах выразилась и такая особенность старожильческого мировоззрения, как смешение христианских и языческих мотивов, образующее ” двоеверные” формы сознания и мировосприятия. В свою очередь, характер религиозных представлений определял формы и методы  лечения  каждого конкретного заболевания. Поэтому на ряду  со словом практиковалось и действие, подчас сакральное: “рубка” топором веточек веника, окуривание, очерчивание больного места, толчок  пестом и др. Некоторые из магических средств лечения, видимо, были заимствованы у хакасов ( лечение “летучего огня”, использование пережженной шерсти  при укусах собаки  и др. )

                Помимо иррациональных, в комплекс народных методов лечения у русских старожилов вошли самые разнообразные рациональные приемы  и средства лечения болезней. По нашим подсчетам,  чалдоны знали и применяли около ста девяноста лекарственных растений, примерно шестьдесят средств минерального и животного происхождения. Трудно представить, чтобы за два столетия своего пребывания в Хакасско -Минусинском крае старожилы самостоятельно , эмпирическим путем могли освоить столь широкий ассортимент. Обращает внимание также и то, что способы употребления многих трав, а особенно – минералов и средств животного происхождения, практически идентичны хакасским.

                Вполне логично, на наш взгляд, предположить, что большинство лечебных средств

местного происхождения было заимствовано чалдонами у хакасов, а следовательно, опосредованным путем народной медициной русских старожилов было воспринято богатейшее многовековое наследие коренных народов Саяно-Алтая, корни которого уходят в глубокую древность.

                Таким образом, за время двухсотлетнего пребывания в Хакасско- Минусинском крае русские старожилы, с одной стороны, сохранили традиционную основу народно -медицинских знаний ,  что было обусловлено характерным религиозным мировоззрением и социальными условиями жизни. С другой стороны, чалдоны значительно расширили и обогатили ее за счет разнообразных компонентов хакассой народной медицины, а опосредованно через последнюю – за счет медицинских  знаний народов Саяно- Алтая и Востока. В результате  мирного диалога культур в народной медицине чалдонов истоки и традиции пришлой русской культуры неразрывно слились с многовековой культурной традицией коренных народов Сибири.”

Вернемся, однако, к медицинской истории  Теси.

                                               Доподлинно известно…

Первая четверть девятнадцатого века. Эпоха бурных потрясений основ государственного  устройства, ломки людских отношений и человеческих судеб. И не только человеческим судьбам, но и жизням эпоха перемен угрожает нравственными , душевными и физическими страданиями . Повсеместно махровым цветом разрастаются очаги болезней, напрямую связанных с беспокойным временем. Широко бытуют чесотка и педикулез, трахома,  куринная слепота и малярия.  Местами вспыхивают очаги эпидемий тифа, холеры. Голодное время обостряет дизентерию. Военное время значительно увеличило число инвалидов , страдающих физическими и душевными недугами.

Не исключение и село Тесь. Военное же время востребовало большее количество врачебно-медицинского персонала. Все чаще больные уходят от традиционного народного лечения и обращаются за помощью к специалистам. Эпизодические медицинские услуги в 1897 году в Теси  могла оказывать сестра политссыльного Глеба Максимилиановича Кржижановского – Антонина. Фельдшер по образованию. Но это только предположение.

Уже в 1925 году в Теси, по улице Церковной ( ныне – Мира , в доме стоящем приблизительно на том же месте, где стоит дом по адресу Мира , №6)*, открыт первый медицинский пункт. Открыт по распоряжению (?) Минусинского  Уездного Совета во исполнение Декрета Совнаркома о лечении всех категорий населения молодой республики Советов. Сельский  Совет выделил избу под медицинский пункт, организовал его ремонт , побелку, обеспечил дровами на зимний период, снабдил – с миру по нитке – необходимой мебелью и хозяйственной утварью. Это было здание в две комнаты , с верандой и кладовой ( холодные). В первой комнате была раздевалка и скамьи для ожидания, во второй проводился медицинский прием и лечение.

Минимум медицинских инструментов и медикаментов собрали так же с миру по нитке – из трофейного наследия гражданской войны и партизанского движения..

По косвенным сведениям ( из истории коммуны “Большевик”) в 1929 году в медпункте ( документ называет его  “тесинская  амбулатория”) работала врач СОЛОДОВА .Она имела полномочия выписывать справки, освобождающие работников от работы на период болезни (больничный лист), проводила обследования, назначала лечение, готовила лекарственные препараты (т.е. выполняла и фармакологи ческие функции).В обслуживаемую ею территорию входили, очевидно, поселения, официально подчиненные с/ Совету, в том числе коммуны, выселки. О судьбе этой женщины пока  более ничего не известно. В  далекие предвоенные и военные годы  (доподлинно известны 1934-1944) работала заведующей ФАП (фельдшерско -акушерский пункт )НОВИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА. О ней помнит старожил Сахнова Анна Михайловна,1930 г.р. Кроме того , что жила НОВИКОВА в доме № 25 , по нынешней улице Ленина, более нам  о ее праведных делах и последующей судьбе  тоже ничего не известно.

Вскоре после окончания войны в родное село вернулся фронтовик Василий Александрович Байков, вернулся женатым. Его жену звали Надеждой Михайловной. Она была участником Великой Отечественной войны. Фельдшер-акушер по образованию, она сразу приступила к работе в Тесинском ФАПе. И работала до смены места жительства на г.Абакан. Всей семьей ( супруги и трое дочерей) они уехали из Теси в1957 году. Надежда Михайловна и в Абакане продолжала работать по специальности. Ее младшая дочь Галина Васильевна избрала эту же благородную  профессию.

 

 

 

 

 

 

 

 

В эти же годы вместе с Надеждой Бойковой работала акушеркой ЗОЯ ИВАНОВНА СЕРЕДИНА (Штанова – по девичьей фамилии).

Медицинский пункт за эти годы дважды менял адрес, все более расширяя полезную площадь и благоустраиваясь. Вначале переехал в здание по этой же улице, стоящее в центре (ныне дом по улице Мира, №25), затем в дом, стоявший западнее построенного в 1928 году здания первого сельского клуба (ныне пер. Зеленый, №17). Здесь медпункт открыт предположительно в 1956 году.

50 лет назад… и позднее

В последнем помещении, кроме комнаты ожидания и раздевалки, и  приемной врача общей практики, была выделена комната  под акушерство и родовспоможение  на четыре(?) кровати. Здание деревянное, светлое, теплое. Твердый инвентарь- столы, стулья, кушетки, 4 кровати, табуретки, медицинские шкафы, одно гинекологическое кресло.

Мягкий инвентарь – простыни, халаты, пододеяльники, шторы, салфетки, пеленки. Медицинский инструментарий – биксы, пинцеты, ножницы, зажимы, стерилизаторы, шприцы многократного пользования, аппарат Боброва ( для капельниц), аппарат Рива-Рочи ( тонометр), гинекологический и стоматологический наборы.

Сумка для вызовов. Регулярно ( один раз в месяц ) получали медикаменты и перевязочный материал.

В 1960 -1961 гг. в этом  помещении работали три женщины : заведующая ФАП  -ДВОРЯНОВА  (Самкова ), фельдшер НИНА СЕРГЕЕВНА ЩЕРБАЧЕВИЧ. Последняя начинала работать (и затем сменила её ) с Н.М. Байковой. Санитаркой принята КЛАВДИЯ БУГВИНА. Позднее – ОЛЬГА АКИМОВНА САХНОВА ( Громова).

В 1961 году в Тесинский ФАП поступают на работу супруги ПРОТАСОВЫ. Они приехали на работу по направлению, по окончании учебного медицинского заведения в г. Горьком. Молодой врач ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ – заведующим, его жена МАРИЯ МИХАЙЛОВНА – акушеркой. Санитаркой в какой-то период работает МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЛУБЕНЕЦ.

В 1965 году в Тесь на местожительство переезжают супруги СОЛДАТОВЫ. АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ работает киномехаником, его жена НАДЕЖДА ЛАЗАРЕВНА – акушеркой. ( Окончила Ачинское медучилище в 1963г.).

В декабре супруги Протасовы уехали из села, и в освободившийся дом по ул. Мира, №20 поселяются Солдатовы. Надежда Лазаревна поступает на работу акушеркой. Заведует ФАПом. Однако родильное отделение  ФАП в этот период закрывается. И роженицы вынуждены обращаться в Минусинский роддом.

Санитаркой в1965 – 1968гг. работала ФАИНА ИВАНОВНА БЫКОВА. В 1969-1971 – АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА НЕСТЕРЕНКО ( Белокопытова).

Автор этих летописей, ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА БЯКОВА  появилась впервые в селе в 1968 году. Четыре месяца ( апрель – август ) работала акушеркой,  затем была переведена фельдшером скорой помощи в Минусинск. Повторное и окончательное  возвращение в Тесь и на работу в Тесинский ФАП произошло летом 1974г.

А пока здесь работала Надежда Лазаревна Солдатова. В 1973 году ее заменяет  НАДЕЖДА КУЗМИНИЧНА ПУСТОВИТ. А санитаркой ( 20.12.1971 – 6.11. 1985гг. ) работала АННА МИХАЙЛОВНА САХНОВА (Чернова ).

В 1970 году медпункт переезжает в помещение по ул. Мира, №15. Это старинное здание в самом центре села, добротно  построенное в 1900  году, общей площадью 72 кв.м., ранее функционировавшее  с рабочим подвальным этажом, отапливалось одной круглой печью. Вместило комнаты  для ожидания, для приема больных, процедурную, и гинекологический кабинет.

Очевидно, функциональной площади было достаточно,  т.к. здесь же разместились услуги комбината бытового обслуживания (занимали комнату в 10-12 кв.м.). В 1984 году КБО перемещено на ул. Колхозную, дом №7.

В июле 1974 года акушеркой в ФАП поступает работать Валентина Михайловна Бякова, отныне ее судьба тесно переплетена с тесинской медициной. С июля 1982 по октябрь 1986 года заведует ФАПом, врачебной амбулаторией. С октября1988 г.  по сегодняшний день – работает физиомедсестрой в новооткрытом физиотерапевтическом кабинете. Более сорока лет ( с момента окончания Абаканского медицинского училища в 1966 году ) ее биография беспрерывно связана с медициной, в т.ч. более тридцати лет пяти – с тесинской ,  сельской. (Именно благодаря ей появились публикуемые здесь летописные свидетельства –А.Б.).

В девяностых годах акушерками в Тесинской амбулатории работают Надежда Лазаревна Солдатова ( до перевода в ФАП деревни Малая Иня ), ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА КОПАСОВА, МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ДУРНОВЦЕВА, Н.  БЕРДЮГИНА, ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА БЕЛОКОПЫТОВА, ГАЛИНА САЗОНОВА, Т. Н. АСКИРОВА,ТАТЬЯНА МУСАИЛОВНА ХАЕРУТДИНОВА, ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА КУРБАКОВА(Штельмах), СВЕТЛАНА ГЮНТЕР, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ГРИЦЕНКО,  ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ САГАЛАКОВ; санитаркой – АННА СОЛОМОНОВНА ЭНГЕЛЬ.

25 октября 1986 годаТесинский ФАП официально преобразован в Тесинскую врачебную амбулаторию  Первой заведующей назначена Валентина Михайловна Бякова.

А в январе1988 г переезжает в еще более просторное помещение. И с января 1988 по 9 февраля 2000гг. находился в помещении по улице Ленина, № 13. Амбулатория разместилась в одиннадцати комнатах на площади около сотни кв.м. Впоследствии здесь имелась кухня, два физиотерапевтических кабинета ( на 36кв.м.), процедурная , приемная врача-терапевта, прививочный кабинет, приемная фельдшера, гинекологический кабинет и аптека. По иронии судьбы в это же здание возвращается КБО,  расширивший в девяностых годах сферу своих услуг.

С января 1988 года главным врачом врачебной амбулатории назначен АЛЬБЕРТ ВЛАДИМИРОВИЧ КАЗАЧЕК, выпускник ( 1986г.) педиатрического факультета Красноярского государственного медицинского института. Его супруга, ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА КАЗАЧЕК, выпускник того же ВУЗа ( 1987г.), назначена врачом –педиатром.

С приездом молодых специалистов и расширением медицинских площадей  значительно расширяются медицинские услуги населению. В январе 1988года в селе впервые  открыт стоматологический кабинет. Врач – стоматолог высшей категории – МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА ГАРАСЮТА, выпускница Полтавского медицинского стоматологического института (1981 г.). Жители Тесинского с\Совета получили уникальную возможность лечить и протезировать зубы дома.

Медсестрами Тесинской врачебной амбулатории в этот период работают: ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА НЕСТЕРЕНКО ( медучилище, 1987г), процедурная медсестра – ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА КАЗАНЦЕВА (МЕДУЧИЛИЩЕ,( 1986г.), патронажная медсестра – ОЛЬГА ИВАНОВНА ГОЛУБЕВА ( медучилище, 1984г.)

25 октября 1988 года в тесинской врачебной амбулатории открыт физиотерапевтический кабинет. А в декабре – аптечный пункт первой категории. Заведующей аптечным пунктом назначена ТАМАРА СЕРГЕЕВНА БАРАНЕНКО, выпускница Красноярского фармацевтического училища, фармацевт второй категории.

В начале третьего тысячелетия

9 февраля 2000 года Тесинская врачебная амбулатория переведена в помещение по улице Строителей , № 17.

Обособленное,  не типовое здание постройки 1990г , площадью 527 кв.м.., стоящее на юго-восточной окраине села, кирпичное, благоустроенное, с возможностью дальнейшего расширения как площади,  так и медицинских услуг.

Основные предприятия ,обслуживаемые амбулаторией: ОАО «Искра Ленина», КГУ ЦСО «Тесь», школа, детский сад, детский дом, почтовое отделение, электробойлерная, ООО « Мельник», Энергоресурс, участок МЭС, ПЧ – 130, а также  жителей сел М- Иня и Шошино. Амбулатория включает в себя следующие помещения: Физиотерапевтический кабинет ( с гальванокухней, коридор и другие подсобные помещения ( туалет, подсобка  ),  кабинет акушера–гинеколога,  стоматолога, старшей медсестры, профпрививок, педиатра, фельдшера, перевязочный, для процедур, под лабораторию, гардеробы для персонала и посетителей, комната для приема пищи. Аптечный пункт. Помещение для сторожей .

Кабинет ФТК оказывает медуслуги с применением медицинских приборов, в т.ч. УВЧ -66 ( ультро-терапия), ТОНУС -2М (диапомотерапия), АГИ- 32 ( гальванизация), ПОТОК -1 (гальванизация ), ИСКРА -1( дарсонвализация ), ОКН -11 ( облучатель ртутно-кварцевый), ЛИК -5 ( лампа ультра-красных лучей) УФО ( , СТИМУЛ -1, У-звук.

В 2006 году президент Российской Федерации В.В.Путин инициировал национальный проект « Здравоохранение» ( в ряду с другими нацпроектами). Впервые за последние годы социально-политических переустройств значительные финансовые средства и меры были направлены на оздоровление нации. Первые перемены произошли и в  Тесинской врачебной амбулатории. Ряд категорий медперсонала получил возможность повышения квалификации,  некоторые категории сельских жителей прошли полную диспансеризацию.

В 2006 -2007 годах ведутся проектно-сметные и ожидаются строительные работы по введение в действие пустующих площадей здания  для стационарного лечения больных.

В.Бякова, физиомедсестра, краевед-любитель.

 

 


 

Share this post for your friends:

Friend me:

Оставить комментарий

А ЭТО ТЕБЕ!
Новости сайта

Для расcылки введите свой E-mail:

Архивы
Наши ВКонтакте
Рубрики
Тебе, Web-master!

Наконец-то найдено комфортное, надежное и недорогое решение для профессионального ведения Ваших почтовых рассылок в Рунете - это SmartResponder.ru.

Используйте безукоризненный инструментарий, обучение и мощную поддержку клиентов для наиболее прибыльной работы!

Узнать об этом подробнее >>

Алексей Болотников
Алексей Болотников на сервере Стихи.ру
Вечером деньги, утром – стулья!
Pro100shop
Этот магазин работает на Ecwid - E-Commerce Solutions. Если Ваш браузер не поддерживает JavaScript, пожалуйста, перейдите на HTML версию