Товарная биржа



style="display:inline-block;width:120px;height:600px"
data-ad-client="ca-pub-2387709639621067"
data-ad-slot="3862524761">

You have not viewed any product yet. Open store.
Ваш WordPress будет продавать на автомате!
Skype Me™!

К истории православного прихода с.Тесь

Тесинскій Богородице-Казанскій приходъ открытъ в 1805 г.Первоначально въ составь его входили деревни: Шошма, Кочергина, Кавказъ и Городокъ. Теперь эти деревни выдѣлились въ рядъ самостоятельныхъ приходовъ. Такъ Шошма и Кочергина образовали Кочергинскій приходъ, Городокъ—Городчанскій и Кавказъ—Кавказкій. Названіе прихода—„Тесинскій” татарское, памятниками татарскаго обитанія здѣсь являются курганы, во множествѣ разбросанные кругомъ. Расположено село на рѣкѣ на противоположной сторонѣ которой возвышаются довольно красивыя горы. Съ южной и югозападной стороны села находится степь, а съ северо-западной оно обхватывается горами. Мѣстность не совсѣмъ здоровая. Встрѣчается много больныхъ туберкулезомъ. Отъ епархіальнаго города село находится въ 550 в., отъ уѣзднаго города,—пароходной пристани и почтоваго отдѣленія въ 37 в. и отъ врачебнаго пункта въ 60 верст. Въ приходѣ двѣ деревни: Большая Иня и Малая Иня. 

рис. В.Сурикова

С открытием православного прихода зачинается и его история. Не исключение и православная история Теси. Когда кто и как осуществлял здесь церковные обряды? В каких обстоятельствах?

Мы намерены сообщить любопытному читателю известные нам  события, изложить факты, легенды и предположения из двухвековой истории  Тесинского-Богородице Казанского православного прихода.

В книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии», изданной Енисейским Церковно-Историко-Археологическим Обществом (г. Красноярск, эл.-тип, Епарх.Братст-ва) в 1916 г. собраны исторические свидетельства обо всех известных к тому времени церковных храмах, в том числе и о Тесинском. Приводим здесь его описание с репринтного воспроизведения книги, осуществленного КО РФТ ХТО «Краевед» в 1995 г. В разделе «Минусинский уезд» находим нужную нам справку и воспроизводим ее дословно, в стилистике и грамматике того времени. Даты приведены по старому стилю.

А мы вернемся к истории тесинского Храма. Итак, в 1805 году уже был открыт Тесинский приход (в 1966 году при разрушении остова (кирпичной кладки) церкви был обнаружен камень с меткой «1805» год), а в 1809-м году достроена и освящена каменная церковь с колокольнею и каменною же оградою. Ритуал освящения был исполнен 28 июня (с.с.) 1809 г. Храм был одним из самых первых культовых сооружений не только в Минусинском уезде, но и на юге Енисейской губернии. Кроме культового значения он являлся и свидетельством развитости православной веры и сельского сообщества, способных позаботиться о нравах и духовности населения. В приходе было два престола: главный – во имя иконы Казанской Божьей матери, и в приделе – во имя Пророка Святого Илии. Кстати заметить: предположительно в 1887 г.( тоже пометка на кирпиче) к храму был пристроен второй придел – в честь Святого Егория.
Как и сотни других православных храмов Тесинская церковь строилась «тщанием прихожан», строилась несколько лет, поскольку собрать пожертвования было не просто. Однако сельские сообщества и прихожане окрестных деревень, Тесинской, Кавказской, Городчанской, Шошинской, Кочергинской еще в начале 1800 г. начали эту работу. Будущим историкам и краеведам трудно, но еще возможно обнаружить обстоятельства этого подвижнического дела.
По штату в церковном приходе полагалось иметь священника, дьячка, пономаря (псаломщика) и дьякона. Их труд оплачивался казной, сборами от «требоисправления» (за церковные услуги) и доходами от земельной ренты, в строго определенном порядке. Они несут церковную службу, содержат причтовые дома, преподают в приходском училище.

 

В декабре 1848 году в возрасте 19 лет на место умершего священника «рукоположен во священники» его сын, Феодосий Петрович Токарев, выпускник Иркутской духовной семинарии. И тоже посвящает свою жизнь на долгие 34 года тесинским прихожанам. Любопытно знать, каким был юный семинарист, вернувшийся с обучения? Как ладил с паствой и сельским обществом? Что имел за душой? Семинария обучила его латыни и греческому языку, естественным наукам, геометрии, физике, алгебре, истории по разделам: гражданской, русской, всеобщей, церковно-библейской, церковной общей, церковно-российской. В профессиональной сфере (как говорим сейчас) – толкованию Священного Писания, православному исповеданию веры, богословию, церковным древностям и канонам. Кроме того, логике, риторике, пиитике (т.е. поэзии) и психологии. Мало того – медицинским знаниям и сельскому хозяйству. Для полноты картины приведем другие данные из статьи Л.Чащиной «Благочинный Феодосий», опубликованной в “Православном Минусинске” за 2004 г.

«…в своей родной  Теси  Феодосий Петрович служил  священником до апреля 1883 г. С 1871 по 1883 гг.был благочинным 2 участка, в которое входили близлежащие церкви. Жизнь многих тесинцев проходила у него на глазах и при его непосредственном участии: крестины, свадьбы, похороны, а еще и преподавание Закона Божьего в приходском училище – все это позволяло ему влиять на нравственный облик своей паствы, тем более что и сам он был нрава тихого и кроткого. За составление и произнесение проповедей собственного сочинения была ему объявлена архипастырская благодарность, как и за чистоту и благоустройство церквей 2 благочиния
За успешную и беспорочную службу был награжден двумя бронзовыми наперстными крестами, набедренником, фиолетовыми скуфьею и камилавкою. В 1881 г возведен в сан протоиерея, а с 12 апреля 1883 г. назначен настоятелем Минусинского Спасского собора и благочинным 1 участка. За почти 20-летнюю службу в городе Минусинске Феодосий Петрович нес еще следующие общественные нагрузки: директор попечения о тюрьмах (или Тюремного комитета), член попечительного совета при женской прогимназии, наблюдатель церковно-приходских школ 1 благочиния, председатель уездного епархиального училищного совета, несколько раз избирался председателем губернских съездов духовенства и т.д. В 1885, 1889 гг. пожалованы ему ордена Святой Анны 3 и 2 степени, а в 1893 г. – орден Святого Владимира. Это не полный еще перечень всех благодарностей за многогранную деятельность в должности благочинного. В 1898 г. при праздновании 50-летней священнической службы от граждан города был преподнесен Феодосию Петровичу золотой нагрудный крест. Такая награда о многом говорит! Скончался Токарев 9 марта 1902 года в возрасте 72 лет и похоронен в ограде Минусинского Спасского собора.
Из пятерых сыновей Феодосия Петровича четверо стали церковнослужителями в Минусинске, Забайкалье, Иркутске. Вот только пришлось им пережить не расцвет веры православной, а гонения на нее, а может быть, и самим пострадать».

Благочинный Феодосий Токарев оставил Тесинский приход в 1883 г. (апрель) на священника Иоанна Васильевича Рязанского (род 1846г.), выпускника Томской духовной семинарии, имевшего к тому времени немалый «послужной список» приходов: священник Свято-Троицкого храма в с. Атаманово (1868 г – 22 года от роду): священник Петро-Павловского храма в с Новоселово (1876 г. – в 30 лет). И духовное звание  и опыт церковного служения в упомянутых храмах были достойно употреблены  на поприще Тесинского Богородице-Казанского храма. Приведем здесь справку из “Енисейского энциклопедического словаря” о последующей ( после Тесинского прихода) службе отца Иоанна.

«Штатный священник Красноярского Воскресенского собора, член губернского статистического комитета, член Енисейской духовной консистории, учитель Закона Божия во Владимирском детском приюте (1889 г.), депутат от духовенства в Красноярской городской думе (1893 г.), награжден наперсным крестом от Святейшего Синода (1894 г.), настоятель Красноярского Воскресенского собора (1899 г.). Представлен к орденам Святой Анны 3-й и 2-й степени (1900 г.)».

Почил в бозе протоирей Иоанн Васильевич Рязанский в 1912 г.в г.Красноярске.

Далее хронологическая история служителей тесинского прихода ждет своих исследователей – краеведов. А “Тесинская пастораль” – продолжение публикаций на православные темы, близко связанные с общей историей Теси. Отметим только: церковь действовала до конца тридцатых годов. А затем её постигла печальная участь многих русских храмов: она была закрыта; некоторое время там размещался колхозный склад для хранения зерна. Шли годы и, неиспользуемый по назначению храм, стал разрушаться. Образовалась трещина в правом углу от входа, а также трещины на потолочных сводах в молельном зале. В 1966 году председатель колхоза Колесников А.П. и парторг Бандурин А.П. написали письмо в Москву по поводу реставрации церкви. Приехавшие архитекторы после тщательного обследования вынесли вердикт: церковь реставрации не подлежит. Было дано разрешение на излом. В том же году церковь стали разбирать, но это оказалось непростым делом: каменная кладка оказалась очень прочной. Выяснилось, что жители при строительстве храма для прочности добавляли в раствор куриные яйца: на века ведь строили.

Церковь все-таки разрушили, на её  месте построили музей, а церковное кладбище, на котором хоронили церковнослужителей и выдающихся граждан села, сравняли с землей. Часовни разрушили еще в тридцатые годы, а камни пошли на строительство сараев и оград особо хозяйственных селян.

В минусинском городском архиве  хранятся метрические книги с 1878 по 1926 год, опись церковного имущества с 1864 года, исповедальные росписи с 1812 года, кроме 1810-1811 года, которые сгорели в 1816 году вместе с метрическими книгами в доме священника сей церкви Иллариона Пушкарева. , содержащие бесценные сведения о тесинцах, об их рождении, крещении, венчании и погребении. И каждому, кто хочет узнать о своих предках, архив охотно предоставляет такие данные.

( скопировать со стр.  80- 81 текст из Ротапринтного издания)

 

 

Share this post for your friends:

Friend me:

Оставить комментарий

А ЭТО ТЕБЕ!
Новости сайта

Для расcылки введите свой E-mail:

Архивы
Наши ВКонтакте
Рубрики
Тебе, Web-master!

Наконец-то найдено комфортное, надежное и недорогое решение для профессионального ведения Ваших почтовых рассылок в Рунете - это SmartResponder.ru.

Используйте безукоризненный инструментарий, обучение и мощную поддержку клиентов для наиболее прибыльной работы!

Узнать об этом подробнее >>

Алексей Болотников
Алексей Болотников на сервере Стихи.ру
Вечером деньги, утром – стулья!
Pro100shop
Этот магазин работает на Ecwid - E-Commerce Solutions. Если Ваш браузер не поддерживает JavaScript, пожалуйста, перейдите на HTML версию