Товарная биржа



style="display:inline-block;width:120px;height:600px"
data-ad-client="ca-pub-2387709639621067"
data-ad-slot="3862524761">

You have not viewed any product yet. Open store.
Ваш WordPress будет продавать на автомате!
Skype Me™!

«Для вас поет ансамбль «Огни Саян!»

В «Тесинской пасторали» на 2006 год мы обращались к теме художественной самодеятельности села. Скупые краеведческие сведения были посвящены хору ветеранов «Родимая сторонка». Наш сегодняшний обзор продолжает эту тему.
«Для вас поет ансамбль «Огни Саян!»

25 лет назад Ансамблю песни и пляски «Огни Саян» Тесинского ДК присвоено звание « Народный». Четверть века на сцене! Четверть века – с молвой и ответственностью, обязывающей при каждом выходе на зрителя магически подтверждать свою певческо-танцевальную славу.
Он начинался еще в старом сельском клубе (в здании будущей народной картинной галереи).Первым руководителем ансамбля был Губин Василий Павлович. Сельские певуньи и плясуны под баян или даже гармонь заводного удальца веселили односельчан в дни торжеств и советских праздников. Агитбригадой с задорными концертами выезжали на полевые станы, в дойные гурты, а иногда и в соседние села и хозяйства. Артистов любили везде и всегда! И им, сельским самодеятельным талантам, нравилось радовать односельчан доброй песней и залихватской пляской.
В 1982 году был открыт Дом Культуры, красавец ДК, огромный по сельским меркам центр народного художественного творчества, привнесший в быт села новое творческое содержание. Зрительный зал, сцена, костюмерная, репетиционные, кружковые комнаты – все было просторным и распахнутым каждой живой душе. И когда хоровому и танцевальному коллективу в 1983 году было присвоено звание « Народного…», в штате Дома Культуры стали появляться специалисты: хормейстер, концертмейстер, дирижер, хореограф. От Минусинского культпросветучилища для сельских артистов поступил дар – настоящие сценические костюмы для хора и танцевальной группы. И это был уже другой уровень сельской художественной самодеятельности. Вокалисты и танцоры на фестивалях и районных смотрах стали занимать почетные места, а концертные программы в творческих отчетах покорять самого взыскательного зрителя.
На память приходит осень 1983 года. Праздновали День работника сельского хозяйства. Накануне праздника собрались срочно на репетицию. А утром – было оно мрачным и мокрым, и настроение артистов соответственным – выехали в город, в театр. Быстро переодеваемся и бегом на сцену… И вот уже звучит: «Ты запомни, сынок, золотые слова: хлеб – всему голова, хлеб – всему голова…» И вдруг все сидящие в зале работники сельской нивы встали, а песня продолжала звучать. И они стояли до последнего слова…
Вспоминает Валентина Ивановна Иванова: «… Весной 1986 года впервые побывала на смотре художественной самодеятельности. Влюбилась в костюмы артистов: яркие желтые колосья на бежевом фоне. А как звучали голоса – микрофонов не надо! Хор был большим – сцены не хватало. И сама уже с осени этого года влилась в хоровой коллектив. Тогда руководила хором Наталья Коваленко, из кульпросветучилища пришли два молодых баяниста. Репетировали, выступали, ездили по близлежащим селам. Затем в коллектив пришли руководитель Михаил Лукич Шрамко и балетмейстер Галина Власова. А гармонистом был Михаил Иванович Заледеев. Коллектив- по предложению М.Л.Шрамко – стал называться « Ансамбль «Огни Саян». Нас учили правильно петь, двигаться по сцене, танцевать. Такие были композиции! – душа пела от удовольствия…»
Коваленко Наталья Андреевна работала с ансамблем с зимы 1983 года по 1991год. Выпускница хорового отделения культпросветучилища г. Минусинска, она приехала в село с матерью и сыном. Колхоз «Искра Ленина» выделил ей квартиру. Работала с хором требовательно, самоотверженно и талантливо.
Людмила и Олег Кадуцкие – не коренные тесинцы. Она окончила хореографическое, а он оркестровое отделения КПУ. Он владел гитарой и баяном, она танцевала. В 1986 –м они приехали в Тесь по направлению. Олег руководил ВИА, играл здесь на гитаре и успевал репетировать с хоровой группой ансамбля. Людмила учила подростков танцевать. Слушать и слышать музыку, двигаться по сцене, чувствовать пространство… От одной репетиции к другой накапливались умения. Конечно, и раньше в селе умели плясать «русскую», водить хороводы. И танцевали, как умели. Со своими учениками Людмила вспомнила забытую «Кадриль». И вот уже четыре пары танцуют задорный, веселый, шутливый танец. И им, исполнителям ( Любовь Баранова, Владимир Вельчинский, Галина Гриценко, Руслан Шиговдинов, Евгений Бяков, Белоногова, рукоплещет зал!
Кофанова (Зезюлькина )Наталья Алексеевна окончила Красноярское музыкальное училище по классу фортепиано. Вместе со своей подругой Наташей она приехала брату и пришла в ДК на репетицию. ( брат играл на гитаре в сельском ВИА) и осталась в селе. Играла в ВИА на «Ионике». Городская, с походкой балерины, в Красноярске несколько лет танцевала в ансамбле завода «Сибтяжмаш». Пришлась по душе сельчанам. Пригласили её работать хореографом в ансамбль( на тот момент из Теси уехали Кадуцкие). С её появлением в ансамбле заработали новые вокально- танцевальные композиции. Надолго запомнились зрителям её постановки: «Девичий хоровод», «Хоровод с платками», «Танец с табуретками», композиция «А я по лугу», и другие. В этот период танцорами были Валя Попкова, Лена Калялина, Света Кузьменко, Снежана Провоторова, Надя Мотвиенко, Валя Щербина.
Валентина Семеновна Килина окончила дирижерско-хоровое отделение Кемеровского музыкального училища. До приезда в Тесь работали с мужем в музыкальных школах. Преподавала и в тесинской музыкальной школе. Уже с 1991 года она стала работать с хоровым коллективом ансамбля. Дочери- Марина и Лена – танцевали в танцевальной группе ансамбля. Муж, Мезенцев Юрий Михайлович, работал с оркестром народных инструментов. Делал оранжировки(«инструментовки») песен «Хороводная, «По зеленой роще», «Прялочка»… Написал музыку к песне о Теси, ставшей визитной карточкой ансамбля.Одним словом, семейством Валентины Семеновны в 1991-1994 годы были многие подготовлены концертные программы, увиденные зрителями села и ближней округи. Они участвовали в смотрах, фестивалях, выездных концертах.
Георгий Федорович Мисюров был принят в ансамбль музыкантом. Он вырос в Теси, с детских лет, как и другие его родные братья играл ( играет и поныне) на гармошке и баяне. Самородок тесинской земли, он органично вошел в коллектив ансамбля и прошел с ним длинный творческий путь.
«… Вместе с М.Л. Шрамко пришла к нам работать Галина Герасимовна Власова, мастер хореографического искусства.- рассказывает участница ансамбля Анастасия Долганина – Она не только преподавала хореографию, но и прививала нам любовь к народным танцам. Человек с неиссякаемой энергией, добрый и ответственный. Ответственности она требовала и от нас. Мы жили танцами, нам нравилась аура, которую Галина Герасимовна создала в коллективе. Были незабываемые поездки. Очень запомнился гала-концерт в РДК, в Селиванихе. Мы открывали этот концерт. Первым шел хоровод с рушниками «Я люблю эту землю», Затем – « Во лугах». А «Девичьей кадрилью» мы покорили всех! На гала-концерте мы подтвердили звание «народного» Ансамбля «Огни Саян».
Период «взросления» художественного коллектива глубоко связан с именем Михаила Лукича Шрамко. Что это за личность? Чем обязаны ему тесинцы, да и не только тесинцы, но и вся художественная самодеятельность района в течении нескольких десятилетий?
Вот что повествует о Шрамко и тесинском хоре публицистика прошлого.
«…Бурный монолог странного рассказчика еще долго фонтанировал в том же духе, выплескивая все новые и новые события, даты, лица, но я уже ничего не понимал. Какой хор? Какое училище? Какое отделение? Пришлось вежливо прервать почтенного артиста:
— Михаил Лукич, дорогой мой, так дело не пойдет. Давайте приведем беседу в какую-то систему. Ведь мы с вами впервые видимся. Я совершенно не знаю ни вас, ни вашего дела. Да и многие будущие читатели пока не знают. Надо, видимо, представиться, начать с самого начала: родился, крестился, женился, пришел в художественную самодеятельность…
Собеседник мой после этих слов как-то сник, опустил костлявые плечи и посмотрел на меня со скукой и разочарованием в глазах:
— Да ведь мне, брат ты мой, уже 73-й годок. Если я начну рассказывать тебе «житие» Михаила Шрамко, то мы просидим, наверное, до третьих петухов. И потом — кому это интересно: «родился, крестился…»? Надо по делу судить о человеке.
Однако я все же настоял на своем и вытянул-таки из Михаила Лукича некоторые детали его «жития».
Родился он в 1924 году в селе Тигрицкое Минусинского района, в крестьянской семье. С юности тянулся к песне, к музыке. «Самоукой» научился играть па балалайке, на мандолине. Участвовал в сельской самодеятельности. Когда началась воина, как и все его одногодки, работал за троих в обезлюдевшем колхозе, а потом сам ушел па фронт. Не раз побывал в пекле сражений. В одном из боев был тяжело ранен. Попал в госпиталь. Раздробленная нога срасталась медленно. Соседом но госпитальной койке был неунывающий солдат-баянист, уже нацеленный на выписку. Михаил с удовольствием слушал его игру, а когда сам стал выздоравливать, попросил «подержать» баян. И к своему удивлению, довольно быстро подобрал на слух полюбившиеся мелодии. Слух у него оказался на редкость музыкальным, что называется, абсолютным. И вскоре уже весь госпиталь считал его заправским баянистом.
Война подходила к развязке. Михаил хотел остаться па службе в армии, мечтал о военной карьере, но после ранения его, инвалида, «списали подчистую». Вернулся в родные края. В Минусинске ему, как баянисту, предложили пойти в детскую воспитательную колонию заведующим клубом, а если точнее — начальником культурно-воспитательной части. А
потом, в 1947 году, пригласили преподавать в Минусинском училище, которое только что образовалось. Через несколько лет колонию прикрыли, и окончательно перешел на работу в культуру.
— Без специального музобразования? — спросил я с плохо скрываемым удивлением.
— Если формально, то с образованием, – ответил он довольно беспечно. Красноярское музыкальное училище заочно закончил, курса четыре болел, что-то бронхи у меня барашлили, бросил учебу. Сам доходил. Слушал, читал книги, много записями песен увлекался.
«…В лице Михаила Лукича Шрамко мы имели великолепного режиссера-организатора, он, при своих 70-ти с гаком и инвалидностью, просто оживил наш художественный коллектив и , словно заново создал его! Притом — в невероятно короткие сроки и на «шрамковском» уровне.
Ради истины надо сказать, инициатива исходила от районного управления культуры, а еще точнее – от самих тесинцев. Заведующая отделом культуры ( тех лет –А.Б.)Минусинской районной администрации Миля Георгиевна Шутылева рассказывает так:
— Несмотря на все экономические трудности, «огоньки» культуры в селах все же теплятся. Народное творчество живет. Люди по-прежнему тянутся к песне, к танцу, тянутся к празднику. У нас сохранились, по сути, все художественные коллективы. В том числе и в Теси, где есть замечательный хор ветеранов, которому мы недавно справили десятилетие. Но в селе немало и молодежи, и людей среднего возраста, которые тоже хотят петь, танцевать, участвовать в самодеятельности. Они-то и обратились к нам с просьбой помочь поднять на новую высоту художественный коллектив. И вот где-то в конце 1995 года мы встретились с Михаилом Лукичом Шрамко. Он хоть и ведет абаканский народный хор, но он же наш, минусинский, много лет преподавал в культпросветучилище, когда-то руководил Минусинским народным хором, да и с абаканским коллективом часто выступал в наших селах, помогал нам.
И поэтому, когда я передала ему пожелание тесинцев, он тотчас загорелся этой идеей, сказал, что у него давнее желание поработать на селе. Его привлекло и то, что в Теси много молодежи. Там ведь кроме бывшего колхоза, ныне АО, действует норильский «Тесь-строй», норильчане возводят жилые дома, пионерлагеря, здравницу. Так что артистов и зрителей хватает. В начале прошлого года Михаил Лукич приступил к репетициям и, человек талантливый, быстро сумел «слепить» коллектив и поднять его уровень. Я была рада, что коллектив состоялся. Уже в апреле он участвовал в районном смотре художественной самодеятельности, выступил с блеском в заключительном концерте в Селиванихе и получил звание «народного…»
Но скоро сказка сказывается… А как передать труд, вложенный руководителем в новое детище? Ведь, представьте себе, теперь ему, ветерану-фронтовику, пришлось ездить кроме Абакана еще и в Тесь. И тоже рейсовым автобусом. Целый час езды в один конец. А оттуда вообще на перекладных. Чаще всего «по пути» с рабочими-турками, которых возят на стройку лагерей. Но Михаил Лукич на такие «мелочи» не обращает внимания. Для него главное — дело. Зная людей, он быстро подобрал баянистов, хорошего балетмейстера, а руководитель оркестровой группы Михаил Заледеев «нашелся сам». Он тесинский. Бывший ученик Шрамко. «Мы хотели создать коллектив по типу Абаканского народного хора, — рассказывал мне Михаил Иванович, – но одного хотения мало. А когда я узнал, что готов за дело взяться Михаил Лукич, я пошел к нему, веря в успех. Ведь это же по-настоящему творческий человек, за ним огромный опыт, знания, готовый репертуар, а главное — это организатор, каких поискать. Нам пообещала поддержку сельская администрация. Появился спонсор — Юрий Иванович Соболев, бизнесмен, наш парень, любитель народного искусства, который «выкроил» 15 миллионов, помог купить костюмы. Балетмейстером пригласили преподавателя из училища культуры Галину Герасимовну Власову. После окончания консерватории подъехал из Петербурга Юрий Артамонов. И мы начали работать. Основательно, в быстром темпе. За артистами дело не стало. Завклубом Анна Сергеевна Чихирникова на первую же репетицию привела человек сорок. Рабочие, служащие, домохозяйки… Некоторые уже имели опыт учас тия в самодеятельности, но были и новички. Михаил Лукич озадачил всех нас, представил репертуар из своих «мешков» и «чемоданов», организовал по классическому варианту, по типу хора имени Пятницкого, три группы — хоровую, танцевальную, оркестровую. В марте-апреле мы начали выступления и на первом же смотре стали «народными».
— Любопытно, — добавил Михаил Заледеев, — что мы хотели назвать наш ансамбль песни и пляски «Норильчанкой», но местная власть воспротивилась, предъявила ультиматум: «Никаких «Норильчанок», мы тесинские!» Жаль, у многих начальников на этом местный патриотизм и закончился. Тесинский ансамбль испытывает немалые финансовые трудности. Специалисты и руководитель часто сидят без зарплаты. Нет денег, чтобы выехать с концертом к соседям. Но надеемся, что эти трудности временные.
Чтобы заглянуть в «лабораторию» Михаила Шрамко, я спросил его, как он набирал, положим, хоровую группу.
— Да как обычно, — пожал по-юношески угловатыми плечами Михаил Лукич. — Вот привела мне завклубом сорок человек. Я каждого внимательно послушал. Самым бесперспективным, которые неоткрытыми голосами поют, честно сказал: идите, гуляйте. А у кого открыт голос, или шанс есть — открыть можно, тех оставлял. Мне еще Фуфаева говорила: «В первую очередь надо открыть голоса, чтоб естественно звучали». Вот я и говорю каждому; «Пой естественно, как ты можешь свободно, громко петь. Лучше кричи, чем вот такими фальшивыми звуками неестественно петь». И у, а когда вижу, что запел естественно, «открыл» голос, тогда я начинаю подчищать: «Так-так, давай тяни, вот здесь убери немножко, чтоб крику не было. Вот тут у тебя провал получается, особенно на «жч», «шщ», пой так, чтоб ровно было…»
В чем суть-то постановки голоса? Кстати, Глинка никогда не говорил «постановка», он всегда говорил «усовершенствование» голоса. Понимаете? Каждый человек имеет голос, но надо его усовершенствовать. Чем я и занимаюсь: «Вот здесь убери и получится ровно…» И пожалуйста. Поэтому ни один знаток к моим голосам не придирался. И недаром моя ученики по всей России разлетелись: один в Кубанском хоре поет, другая — в Уральском, а в Омском — сразу двое: Лена Макаенко и Володя Зыков. Иных брали и в хор имени Пятницкого, Плотникова там долго пела… Потому что у всех голоса открыты.
В этом «открытии» голосов не только методика, но и педагогика Шрамко. Именно скрупулезная работа с каждым привлекает к нему людей. И еще — непосредственность в общении. Главное ощущение при знакомстве с Михаилом Лукичом — это ощущение того, что вы его давным-давно знаете и пуд соли с ним съели. Он открыт, как голоса его артистов. Недаром его главный коллектив такой многолетний и в нем еще встречаются хористы «первого призыва».
Однако сказанное не означает, что Шрамко — этакий добрячок бесхребетный. Нет, он наставник весьма жесткий и требовательный. Разгильдяев, пьяниц вообще не терпит, они не держатся у него. Да и с остальными довольно строг, даже с активистами. С одной стороны, как опытный педагог он, конечно, опирается на этих активистов. Он называет их «заводилами». Они, как правило, любят свое дело до самозабвения и потому переживают за него. В Теси это, к примеру, Ольга Попова, которая вообще без песни жить не может. Имеет прекрасный слух и голос, может петь и первым, и вторым, и сама на аккордеоне играет. Она ни одной спевки не пропустит. Ее даже муж ревнует к этой самодеятельности. И, конечно, она болеет за весь коллектив, является первой помощницей Михаила Лукича, наряду с завклубом. Есть такие «заводилы» и в Абаканском хоре. Несмотря на то, что Абакан довольно большой город, почти с 200-тысячным населением, они знают, где живет каждый участник хора, почему тот или иной не явился на репетицию… Сами ведут с нерадивыми воспитательную работу. Именно из них Шрамко выдвигает старост. Но, с другой стороны, он никогда из этих «заводил»-активистов не делает любимчиков, подчеркнуто не выделяет их из общей массы, а проявления «звездной болезни» пресекает в зародыше.
— Для меня они все одинаковы, — говорит он. — И в том, и в другом коллективах есть человек пять-шесть выдающихся солистов, они хорошо поют, и я их люблю, понятно, как хормейстер, но все равно не выделяю. Бывает, представители власти обращаются: «Ну, кого у вас поощрить, Михаил Лукич?» Я говорю: «Никого отдельно поощрять не надо, а если можете, то поощрите весь хор».
И уж, конечно, не разделяет он участников по социальному статусу, по образовательному уровню. Тут для него совершенно «одинаковы» и доярка, и учительница, и тракторист, и бухгалтер. Что говорить, народный хор — коллектив сложный. И отношения в нем бывают не простые. В том числе — «сердечные». Народ в основном молодой, эмоциональный, горячий ! Неизбежно возникают симпатии, антипатии . Все бывает: «и жизнь, слезы, и любовь», как говорится. Особенно в поездках. И тут Михаил Лукич поступает весьма деликатно: перед каждым выездом, связанным с ночевками, он специально объявляет, что разрешает взять в поездку своих мужей и жен. И берет охотно, пусть даже тесно бывает в одном автобусе. Лишь бы не было ненужных слухов и подозрений.
Кстати, поездки, выступления Михаил Лукич организует довольно часто, особенно с Абаканским хором. Он считает, что настоящий народный художественный коллектив должен быть всегда в состоянии «готовности номер один», чтобы мог в любую минуту собраться выйти к людям. Он безжалостно критикует формальные коллективы, которые существуют по сути на бумаге, поскольку появляются на сцене лишь в дни смотров и конкурсов. Признаться, меня даже несколько удивило его желание, чтобы все художественные коллективы, все дома культуры перешли на рыночные отношения, тогда, мол, сразу «станет ясно, кто чего стоит».
— Если ты сидишь на нуле и народ не хочет тебя видеть, то кому ты нужен?

Газеты тех лет частенько публиковали отчеты, репортажи, заметки, корреспонденции из сельских клубов и районного ДК. « Сибири – высокую культуру!» – гласили рубрики этих публикаций. Не удержимся и мы, полистаем страницы газет тех лет:
«Тебе, родная партия, — наш вдохновенный труд» — под таким девизом прошел смотр самодеятельных художественных коллективов района, посвященный XXVII съезду КПСС. В воскресенье в Тесинском Доме культуры состоялся заключительный концерт, в программу которого были включены лучшие выступления художественной самодеятельности многочисленных сельских и промышленных коллективов, прошедших конкурсный отбор в ходе смотра. Зал Тесинского сельского Дома культуры заполнен. Сельский зритель — благодарный, но и очень внимательный. Вся концертная программа была принята с удовольствием, а особо понравившиеся выступления просили повторить: частушки братьев Юры и Саши Шафрановых (Шошинский СДК), задорный танец «Кадриль (Тесинский СДК)»… Г. НАЗАРОВА.
«…Смотр художественной самодеятельности коллективов района, проходивший в те-‘ чение трех месяцев, завершился большой концертной программой. Участие в ней приняли 14 творческих коллективов. В течение пяти часов продолжался парад лучших концертных номеров. Самодеятельные артисты показали высокий профессиональный уровень исполнения. Яркой интересной программой ‘Рождественские потехи” открыл концерт коллектив художественной самодеятельности районного Дома культуры {с. Селиваниха). Хозяева сцены представили зрителям народные обряды, обычаи старины, шутки. Они переплетались с веселыми и лирическими песнями, исполненными народным хором, игровыми танцами под прекрасный аккомпанемент оркестра народных инструментов.
Отрадно, что в концертной программе наряду с русскими народными прозвучало немало песен народов других национальностей России. Прекрасно приняли зрители дуэт в составе Р.Чебук и 3.Бойко, спевших татарскую народную песню “Голь”, и солиста ИГ Андарьянова, исполнившего песню на родном татарском языке.
Очень надеемся, что творческая жизнь в сельских очагах культуры не закончится с завершением смотра. Недаром ведь самодеятельные коллективы действуют под девизом: “Жить, гореть и не угасать”. Не угасайте всем кризисам назло! В.ДЕМЧЕНКО, зав.методическим кабинетом отдела культуры администрации района.( Пою тебе, моя Россия («ВТ», 26 мая 1994)
«…День независимости России становится одним из главных праздников у нас. Шестой раз отметили его россияне, привыкая к очередному выходному дню в разгар лета. Вот почему он выливается в народное гулянье: тепло, солнечно, зелено, дети на каникулах. Люди и выходят на улицы семьями, радуясь возможности передохнуть, побыть с ребятней, порадовать их сладостями, зрелищными мероприятиями.
В ход праздника органично вписались все задорные оригинальные выступления артистов, кон ников-спортсменов. Они постарались, они украсили праздник. А присутствующие оценили это старанье громкими аплодисментами . Концерт подготовили районный Дом культуры и коллективы самодеятельных артистов из Знаменки, Теси, Малой Минусы, Селиванихи. А.Я.Козгов («ВЛАСТЬ ТРУДА» 19 июня 1996 года)
«… Видела и раньше наши коллективы, но такого отличного концерта, признаться, не помню…
Зрелищно, ярко и профессионально—что тут еще скажешь? –
Это мнения зрителей после заключительного концерта фестиваля народного творчества. А вот отзывы о нем члена жюри, председателя методической комиссии хоровых дисциплин краевого училища культуры А.Г. Кожура:
— Сразу бросается в глаза то, что уровень художественных коллективов района заметно вырос. Особенно это касается Шошинского, Тесинского и Прихолмского Домов культуры».
Полностью разделяю мнение своих собеседников. Почти четырехчасовой концерт сельских коллективов был потрясающим. Отличная программа, в которой на редкость гармонично сочетались искусство народного начала и современные ритмы, плюс мастерство, душевность и великолепные костюмы солистов, танцевальных и хоровых коллективов. Немало творческих бриллиантов сверкало в тот день на сцене районного Дома культуры.
Нет, не испортила еще крестьянскую душу цивилизация, потому и лились из зала волны радушия и интереса к творчеству от благодарных зрителей. Большая заслуга в успехе фестиваля и организаторов концерта — специалистов районного управления культуры во главе с В.М. Буханцевым. За каждым номером угадывались неравнодушие и мастерство тех, кто его готовил.
Как и всех сидящих зале, меня переполняло чувство восхищения и гордости за наш район, наших селян, талантливых и самобытных.
Необычайной силой музыкального переживания поразили слушателей хоровые коллективы и ансамбли из Малой Минусы, Городка, Верхней Кои, Большой Ини, Знаменки, Лугавского. «Ложкари» тесинкого ансамбля «Огни Саян» запомнились оригинальностью и богатыми костюмами. На ложках они играли под дружные аплодисменты зрительного зала.
Р.З. По итогам лауреатами фестиваля стали народный хор русской песни районного Дома культуры (худ. рук. В. Гладких), хореографический ансамбль «Мираж» (Опытное поле, рук. Т. Маркина), тесинский ансамбль песни и танца «Огни Саян» (В. Спирин), народный ансамбль русской песни «Горенка» Маломинусинскего ДК (Ю. Алексеев). (Расцветай талантами, край Минусинский! С. ДУБРОВСКАЯ).
«…В Селиванихе ,в районном ДК в минувшее воскресенье состоялся фестиваль народного творчества южного Красноярья, посвященный памяти Заслуженного работника культуры Российской Федерации и Тывы Михаила Шрамко. Заслуги Михаила Лукича общепризнаны и несомненны. Это он в минусинском краевом училище организовал новое отделение народного хорового пения. Это он 30 лет бессменно руководил абаканским русским народным хором. Это его ученики по сию пору успешно солируют в знаменитом хоре им. Пятницкого, выступают в кубанском народном хоре. Это он вдохнул новые силы в ансамбль песни и танца «Огни Саян» из села Тесь, оставив о себе светлую память на минусинской земле.
Фестиваль назвали «Самоцветы минусинского уезда». Почему так? Да потому, что в бывшей Енисейской губернии Минусинский уезд, как административная единица, вбирал в себя, кроме теперешних семи районов,
еще и всю Хакасию плюс Новоселовский район. Именно из семи районов края и приехали в сельский Дом культуры народные коллективы. Немалое число их возглавляют бывшие ученики Шрамко, а поют в них доярки, скотники, механизаторы, фельдшера и педагоги. И как поют! Столичная попса, ежедневно мозолящая нам глаза с телеэкранов, в подавляющем большинстве бесталанная и безголосая, рядом не стояла. Солисты нередко намеренно отодвигали от себя микрофоны подальше к рампе — настолько сильны и звучны были их голоса. А еще чисты и самобытны
«Если в деревне играет гармошка, значит, твоя деревенька живет…» — эти строки из песни звучали в зале не единожды и в разном исполнении. Из чего, наверное, можно сделать оптимистический вывод — наше сибирское село действительно не сгибло, не взирая ни на то. И умеет талантливо радоваться жизни. Ну как не похвалить в этой связи устроителей фестиваля, который отныне решено проводить ежегодно. Владимир НЕСЯЕВ. («ВТ», № 31 отО2. 2004).
В 2001 году пришел в ансамбль руководителем Владимир Николаевич Спирин. Новый руководитель –новое содержание. И вот уже…
«…Красивая встреча с песней состоялась в краеведческом музее». Главного героя Владимира Николаевича Спирина – руководителя ансамбля песни и танца «Огни Саян» с. Тесь ждал приятный сюрприз. Начальник управления культуры администрации района В.М. Буханцев вручил удостоверение и нагрудный Знак Министерства культуры России «За достижения в культуре».
На творческий вечер талантливого музыканта, исполнителя, посвященный 50-летию со дня рождения, собрались друзья, коллеги, ученики и поклонники. За 29 лет творческой работы в Минусинске и районе Владимир Спирин руководил многими хоровыми коллективами. Он открыл для зрителей «Горенку» в Малой Минусе. Спирин – автор 10 песен, в том числе очень любимой минусинцами – «Косы русые», которая прозвучала в этот день в исполнении женской группы хора из Теси. Были исполнены и другие песни из репертуара именинника и ансамбля».
В разные годы( 80-90-е) в ансамбле «Огни Саян»принимали участие тесинцы Вельмякина Мария Николаевна, Яковлева Надежда Алексеевна, Пуговкина Валентина Николаевна, Шилова Надежда Петровна, Слюсаренко Надежда Ивановна, Колесникова Любовь Павловна, Давыдова Надежда Алексеевна, Колмыкова Ольга Алексеевна, Марьясова Наталья Ивановна, Голубева Ольга Ивановна, Колганова Татьяна Ивановна, Ксензик Галина Михайловна, Ксензик Александр Михайлович, Коровина Людмила Васильевна, Каратаева Раиса Павловна, Каратаева Вера Ильинична, Непомнящих Людмила Борисовна, Долганина Надежда Петровна, Пенкина Александра Федоровна, Щербина Валентина Афанасьевна, Квятковская Зинаида Ивановна, Иванова Валентина Ивановна, Николай Алексеевич Филатов, Иншакова Любовь Ивановна, Клюшев Владимир Михайлович, Залипятский Анатолий Васильевич, Ивасенко Николай Анатольевич, Исакова Любовь Васильевна, Абрамов Сергей Васильевич, Пелевин Василий Павлович, Машнин Александр Яковлевич, Резников Сергей Николаевич, Воронько Любовь Ивановна, Соборов Валерий Александрович, Луцик Александра Петровна, Мисюров Георгий Федорович, Зезюлькина Наталья Алексеевна, Попова Ольга Николаевна, Степанченко Татьяна Михайловна, Ковалева Елена, Нестеренко Ольга Алексеевна, Килина Валентина Семеновна, Шевченко Валерий Илларионович, Чихирникова Анна Сергеевна, Власенко Николай Михайлович, Жуковская Светлана Сергеевна, Соболева Татьяна Михайловна, Коваленко Наталья Андреевна, Болотникова Валентина Алексеевна, Демченко Лидия Прокопьевна, баянисты Спирин Владимир Николаевич, Скапцов Виктор Александрович, Стрельцов Александр…
А сколько ещё можно рассказывать о солистах и солистках!
А репертуар-то!.. «Ой да не вечер», «Рыбка-окунечек», «Степь», «По Николаевке цветет черемуха»(Трусов),» А мы на масленицу дожидали»( Овчинников), «Россия», «Было у тещи семь зятьев»( Пономаренко), «Отговорила роща золотая»( Пономаренко, Есенин), «Хлеб –всему голова»( Кудрин), «Не было ветров»(Кудрин), «Приглянулся, мама, зять», На погребу бочоночек»(Харитонов), «Минусинская сторона»( Темнов), «Банька сибирска», « Как кум да кума», «Эх, деревня». Да разве упомнишь всё?..
В танцевальной группе ансамбля танцевали: Ольга Штанговец, Яна Мыстковская, Юля Дегтярева, Юля Пустовалова, Людмила Баженова, Валя Попкова, Юля Иванова, Ира Романова, Р Кряжевских, Таня Байкалова, Настя Комарова, Оксана Иванова, Лена Аликина, Люда Воронько, Настя Зезюлькина, Марина Саломатова, Лена Белоногова, Марина Степанченко, Людмила Ткачева,Света Яценко, Дина Бякова, Аня Синебрюхова, Наташа Смирнова, Наташа Полежаева, Оксана Провоторова, И Кулешова, Аля Сероусова, Саша Смирнова, Валя Белоногова, Марина и Елена Мезенцевы, Саша Янголенко, вероятно и другие, упущенные в сознании и в невозмутимом времени сельские артисты.
Сколько нужно иметь любви и огня человеку, который растрачивает себя для других, у кого талант от бога не пропадает всуе! И вот уже прорастают семена добра и нежности в новых людях, в новых артистах тесинской земли. И песня, и танец зажигают их. И они – зажигают новые сердца.

Любовь Исакова, хранитель картинной галереи.

 

 

Share this post for your friends:

Friend me:

Оставить комментарий

А ЭТО ТЕБЕ!
Новости сайта

Для расcылки введите свой E-mail:

Архивы
Наши ВКонтакте
Рубрики
Тебе, Web-master!

Наконец-то найдено комфортное, надежное и недорогое решение для профессионального ведения Ваших почтовых рассылок в Рунете - это SmartResponder.ru.

Используйте безукоризненный инструментарий, обучение и мощную поддержку клиентов для наиболее прибыльной работы!

Узнать об этом подробнее >>

Алексей Болотников
Алексей Болотников на сервере Стихи.ру
Вечером деньги, утром – стулья!
Pro100shop
Этот магазин работает на Ecwid - E-Commerce Solutions. Если Ваш браузер не поддерживает JavaScript, пожалуйста, перейдите на HTML версию